Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов
исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех
этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов.
В классах с различным уровнем знаний учеников применять на уроке
исследовательский метод в его классическом варианте можно крайне редко. Однако
в 9-х классах, использование данного метода не просто возможно, но и в ряде
случаев наиболее эффективно.
При выборе того или иного метода (формы) обучения полезно провести
его анализ по следующим параметрам:
цель
→ сущность → деятельность учителя → деятельность учащегося → возможность применения → достоинства → недостатки и трудности принципиального характера.
Проведение анализа по этому алгоритму поможет лучше разобраться в
специфике метода и поэтому более точно находить его место на уроке.
Целью исследовательского метода является с точки зрения Д.Т.
Левитеса развитие следующих умений:
· актуализировать противоречия;
· находить и формулировать научную проблему;
· формулировать цель исследования;
· устанавливать предмет и объект исследования;
· выдвигать гипотезу;
· планировать эксперимент и его проведение;
· проверять гипотезу;
· делать выводы;
· определять сферы и границы применения результатов исследования.
Сущность исследовательского метода заключается в самостоятельной
поисковой деятельности учащихся (практической или теоретической).
Деятельность
учителя заключается в подборе заданий управлении
деятельностью учащихся.
Деятельность
учащихся – самостоятельный поиск новых знаний.
Возможность
применения:
1) Наличие базовых знаний.
2) Знания, приобретаемые на данном уроке находятся в зоне
ближайшего развития учащихся.
3) Объем новых знаний невелик, так как экономить время на
исследовании и торопить нежелательно.
4) У учащихся должен быть навык подобной деятельности.
5) Учащиеся должны владеть методами научного познания.
Достоинства: развитие мышления, творческих способностей, коммуникативных
навыков (при групповой работе).
Недостатки: требуется много времени на получение результата.
Следует подчеркнуть важность предварительной подготовки учителя по
управлению поисковой деятельностью, так как в условиях развивающегося обучения
возможна большая и бесполезная затрата времени, путаница в знаниях, потере
интереса к исследуемой проблеме и ослаблению уверенности в своих возможностях.
При изучении физики, химии, биологии, т.е. естественных наук
система частично-поисковых методов может включать следующие моменты:
выдвижение
учащимися гипотез и предположений
↓
самостоятельное
доведение учащимися математических выкладок до получения результата и его
физической трактовки
↓
анализ
частных случаев полученной закономерности
↓
наблюдение
новых физических явлений на опытах и попытки их объяснения
↓
привнесения
в лабораторные работы дополнительных заданий исследовательского характера
↓
приобщение
учащихся к проведению экспериментальных и теоретических исследований
↓
проведение
аналогий и сравнений
↓
завершение
экспериментального исследования в домашних условиях с последующим обсуждением
его результатов
↓
составление
задач творческого характера
↓
постановку
учащимися новых работ для физического практикума и т.д
|