Формирование мотивации достижения успеха у школьников
в образовательном процессе.
Выступление на педсовете « Уклад школы - основа
успешности ученика»
Одна из закономерностей
педагогического процесса звучит так:
«Организуемая деятельность сопровождается или
венчается ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок».
В формировании ситуации
успеха важную роль играет интерес. Чтобы воспитать у ребенка здоровое
стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать
искренний интерес к своей деятельности и объективно относится к успехам и
неудачам учеников. Поведение, ориентированное на достижение желаемого
результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успехов.
Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по
трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят
уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать
расчетливо. Ученики с установкой на
неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них завышают, а другие
завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и
получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на
достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив,
склонны переоценивать свои успехи. В этой связи педагогу необходимо оказывать
помощь ребенку в адекватном выборе цели
и дифференцированнее подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных
задач.
Кроме того очень важно,
какие диспозиции преобладают у самого педагога в отношении своей
профессиональной деятельность: диспозиции достижения успехов или диспозиции
избегания неудач. Неуспешный, неуверенный в своих возможностях воспитатель,
имеющий заниженную самооценку, никогда не сможет создать эффективную ситуацию
успеха, которая приведет ребенка к действительно реальному успеху (не сможет
сформировать у него мотивацию достижений успеха).
Личностные качества, необходимые учителю для
эффективной работы:
·
Стремление к
максимальной гибкости;
·
Способность к
эмпатии, восприимчивости к потребностям учащихся;
·
Умение придать
личностную окраску преподаванию;
·
Владение стилем
доверительного общения с учащимися;
·
Эмоциональная
уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Условия, способствующие формированию позитивных
мотивов учения старшеклассников.
·
Осознание
ближайших и конечных целей.
·
Осознание
теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.
·
Наличие
любознательности у школьников.
·
Положительный
психологический климат в классе.
·
Профессиональная
направленность в учебной деятельности.
Организация поэтапной учебной деятельности,
способствующей формированию устойчивой, положительной мотивации
старшеклассников.
1-й
этап - мотивационный
·
Создание
учебно-проблемной ситуации.
·
Формулировка основной
учебной задачи, как итог обсуждения
проблемной ситуации.
·
Рассмотрение
вопросов самоконтроля и самооценки.
2-й
этап - операционно-познавательный
·
усвоение темы,
овладение учебными действиями;
·
положительные
эмоции, подкрепляющие достижение конкретного результата.
3-й
этап - рефлексивно-оценочный
·
анализ
выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной
задачей;
·
организованное
подведение итогов, переводящее удачные и неудачные ответы учащихся в позитивную плоскость
(«на ошибках учатся»);
·
«подкрепление»
учебной мотивации, что приведет к формированию её устойчивости.
Психологическая подготовка к
овладению технологией создания ситуаций успеха - это тренинговая работа с
коллективом школы. Такая подготовка предполагает формирование условий для
выбора стратегии уверенного поведения, адекватной самооценки, развития
креативности, умений психологической саморегуляции.
|