Главная
Регистрация
Вход
 
Среда            
25.06.2025                 
05:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя физики Финашиной Марины Анатольевны

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [14]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

Формы и способы обратной связи с обучающимися в период дистанционного обучения

Дистанционное обучение — форма организации учебного процесса во многом новая для большинства педагогов. После начала пандемии коронавируса 2020г. все образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход к дистанционной форме и проводить уроки на расстоянии. Для того чтобы организовать учебный процесс при помощи дистанционных образовательных технологии, педагогу необходимо выбрать формат взаимодействия с обучающимися. В настоящее время существует два основных формата взаимодействия: онлайн и офлайн. При этом учитель не должен ограничивать себя только одним форматом, их можно использовать все, чтобы учебный процесс был разнообразнее. Онлайн обучение — это обучение в реальном времени, «здесь и сейчас» с использованием различных средств связи.

Существует множество сервисов и программ для проведения видеоконференций. Офлайн обучение — обучение, при котором фактор местонахождения и времени не является существенным, так как всё взаимодействие организовывается в отложенном режиме. На сегодняшний день в России разработано множество платформ для обучения в режиме офлайн, и каждый может выбрать для себя подходящую. При организации обучения в электронном формате и использовании дистанционных образовательных технологий педагог не должен забывать о средствах информирований учеников и родителей. Это те инструменты, при помощи которых учитель будет сообщать всю необходимую информацию. Педагогический коллектив нашей школы использовал в качестве основного средства информирования учеников и их родителей мессенджер WhatsApp, а также социальную сеть Вконтакте, создав закрытые группы для каждого класса. Какой бы формат организации обучения и информирования при переходе на дистанционное обучение не был выбран, актуальным для учителя становится вопрос получения обратной связи от ученика. Ведь работая в «дистанте», чаще всего учитель не видит ученика, который находится по ту сторону экрана, не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения. Иногда бывает непонятно, выполняет ли ребенок задания, смотрит ли обучающие видео, читает ли заданный текст или «гуглит» ответы, не задумываясь об их качестве. Именно поэтому для учителя крайне важно организовать процесс так, чтобы ученик был вынужден ознакомиться с обучающим материалом и выполнить задания.

Как организована обратная связь в рамках обычного, традиционного формата обучения? Конечно, это отметка. Но это еще и какие-то слова («Молодец», «Хорошо», «Ты справился»), которые говорит учитель отвечающему урок ученику, своевременная консультация по возникшему вопросу. Это взгляд, улыбка, кивок головы, иногда касание. Да просто присутствие — это уже ценность. Всего этого нет при дистанционном формате обучения. Чаще всего взаимодействие с педагогами осуществляется через электронный журнал, через образовательные платформы и сервисы (РЭШ, Учи.ру, Фоксфорд, ЯКласс и др.), посредством социальных сетей, мессенджеров и электронной почты. Ни один из этих вариантов, на наш взгляд, не обладает универсальностью, и этому есть разумное объяснение.

Обратная связь в рамках видеоконференции практически невозможна. Педагог не в состоянии вести занятие и отслеживать то, что делают ученики (даже при наличии у них wed-камеры). Поэтому в редких случаях возможна ситуация, когда педагог задает вопрос, получает ответ и дает обратную связь. Но индивидуальная обратная связь в условиях видеоконференции — это утопия. Обратная связь через электронный журнал — это письменная форма, которая даёт возможность педагогу написать ученику несколько слов. Например, обратить внимание на аккуратность ученика или на то, что он проявил самостоятельность в суждениях, в общем, найти то, что касается именно этого ученика.. Образовательные платформы и сервисы также являются тем ресурсом, который предусматривает возможность для организации обратной связи педагога с учениками. Но… В первую неделю работы с выбранными платформами РЭШ, Учи.ру, Фоксфорд наши педагоги столкнулись со сложностями разного характера: организационными, психологическими, техническими. Первая проблема оказалась технической. Каждый из нас хотя бы раз видел на экране монитора надпись «Ошибка сервера 500» или «Сервер временно недоступен». Платформы, увы, оказались не готовы к массовому наплыву пользователей в дневное время суток, когда и должен проходить образовательный процесс. Для регистрации учеников на некоторых платформах требуется адрес электронной почты, и если со старшеклассниками проблем не возникло (во время корректной работы серверов), то организовать регистрацию учеников начальной школы на платформах без помощи родителей затруднительно. И здесь учителя начальных классов столкнулись с тем, что многие родители совершенно не имеют представления, как создать электронный почтовый ящик, как им пользоваться, как зарегистрировать ребёнка на платформе и т.п. Сложности возникали даже с использованием WhatsApp и SMS-оповещения..Кроме того, многие родители оказались психологически не готовы к роли наставников и помощников для собственных детей по разным причинам.

Легко ли использовать социальные сети для получения обратной связи? На первый взгляд всё просто: выложил на страницу группы запись с темой урока, приложил ссылку на видеоматериал, прикрепил рабочую тетрадь к учебнику в формате pdf или инструкцию (задание) в формате word. Ждём ответной связи от учеников. Привыкшие к ежеминутной опеке в классе со стороны учителя, они (ученики), как правило, не могут самостоятельно оценить задания, не всегда способны прочитать их до конца, не видят подсказок, которые могут помочь им выполнить задание, не хотят смотреть видеоматериал. Отсюда частые вопросы технического порядка, типа: «Как выполнить это задание?», «Что делать с текстом?», «Как решать задачу?», «Я не могу ответить на вопрос» и т.п.

Таким образом, самостоятельность и четкая организация своего рабочего дня становится самой большой трудностью для обучающихся. К этому можно добавить отсутствие необходимых программ на устройствах обучающихся (далеко не каждый телефон, планшет, ноутбук, компьютер имеет всё необходимое) и неумение с ними работать.

Получение обратной связи в социальных сетях – не самый лучший способ, но для наших коллег он оказался наиболее эффективным, а для наших обучающихся — наиболее доступным. Написать каждому ученику даже несколько слов, а если при этом ему нужна помощь по установке программы или скачиванию и сохранению файла, требуется огромное количество времени. Но в данном случае количество переходит в качество. То время, которое потратил педагог, это не время, проведенное впустую. Это время поддержки ученика, ресурс для его развития.

Важно отметить, что на дистанционном уроке ребенок учится, узнает что-то новое и, соответственно, имеет право на ошибку. Поэтому если мы ставим своей целью развитие ученика, то обратная связь нужна не столько для контроля, сколько для мотивации ученика к дальнейшим учебным действиям. Обратная связь обязана быть, ведь без нее не будет происходить движение ученика в сторону знаний. Конечно, по окончании изучения темы никто не отменял контроль и выставление итоговых оценок.

Однако в процессе ознакомления с учебной темой обратная связь должна быть формирующей, возможно, даже в форме самооценки или взаимной оценки.

Следует обратить внимание на главное правило обратной связи: она должна быть КОНСТРУКТИВНОЙ! Без конструктивного отклика и наставления, возможность совершенствоваться отсутствует. Поэтому задача педагога не просто оценивать, хвалить, критиковать, а подставить экспертно дружеское плечо в виде своевременной, объективной и развернутой обратной связи. Организация обратной связи в условиях дистанционного формата обучения достаточно сложный процесс, поскольку для его организации требуется наличие определенных ресурсов, как у педагога, так и у обучающихся: материальных, технических, финансовых, временных и т.д. Желательно давать эту обратную связь для каждого задания. А для того, чтобы облегчить работу учителя, большую часть обратной связи желательно всё-таки переложить на цифровые инструменты.

Таким образом, к началу второй недели обучения наши педагоги экспериментально-опытным путём установили наиболее приемлемые формы и способы конструктивной обратной связи с обучающимися в период дистанционного обучения в реалиях сельского социума. Все наши педагоги стали активными пользователями социальной сети Вконтакте. Сложившийся в нашем школьном сообществе способ организации образовательного процесса в условиях пандемии коронавируса возможно заслуживает серьёзной критики, но наш коллектив задействовал все имеющиеся ресурсы, чтобы обеспечить доступность и качество образования для наших учеников.

Категория: Мои статьи | Добавил: Marina (02.08.2021)
Просмотров: 147 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтовuCoz