Педсовет на
тему "Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в
школе".
Цель педсовета: Определить пути и способы обеспечения
базового уровня образования учащихся при сохранении здоровья.
Задачи
педсовета:
Изучить состояние
здоровья учащихся.
Выявить факторы
снижения здоровья учащихся.
Определить
направление работы участников педагогического процесса по сохранению здоровья
учащихся.
Обосновать способы
и условия организации учебного процесса в школе, способствующего сохранению
здоровья учащихся.
Форма проведения педсовета – деловая игра.
Творческие группы
учителей
Урок.
Перемена.
Домашнее задание
Здоровье учителя.
В каждой
микрогруппе работают:
«теоретики»- систематизируют принципы, нормативные
требования и условия сохранения здоровья учащихся;
«аналитики»- анализируют влияние учебного процесса на
состояние здоровья школьников (на основе анкетирования)
«методисты-технологи»- систематизируют все поступившие предложения
в ходе обсуждения и обосновывают способы и условия организации учебного
процесса в школе,
способствующего
сохранению здоровья учащихся.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДСОВЕТА
Вступительное слово
директора
Выступление
зам.директора по ВР об актуальности проблемы.
Работа учителей в
микрогруппах.
Выступление
представителей микрогрупп.
Принятие решения
педсовета.
ХОД ПЕДСОВЕТА
1.Вступительное
слово директора школы.
2.Выступление зам. директора
по ВР.
Формулировка цели и
задач.
Одной из важнейших социальных проблем современности
является сохранение и укрепление здоровья детей. Еще А. Шопенгауэр говорил:
"Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий
счастливее больного короля”. Все знают, что здоровье школьников ухудшается.
Учителя и родители давно стоят перед выбором: "Что важнее –
здоровье или хорошее образование?” Большой объем и сложность учебного
материала, традиционная жесткая схема урока – ежедневное повторение одних и тех
же этапов в одном и том же порядке, стрессовые ситуации контроля, боязнь
ошибки, боязнь отметок – это всего лишь немногие причины, ухудшающие
самочувствие ребенка в школе.
Никто не
может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не хочет и не будет
над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитывать отношение к здоровью
как к жизненной ценности. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ)
дает следующее определение понятия «здоровье»:
"Здоровье -
это состояние полного физического, духовного и социального благополучия”.
Следовательно,
и воспитание правильного отношения к здоровью нужно осуществлять в этих
направлениях.
- Физическое
здоровье: уровень
валеологической культуры, т. е. как ученики умеют учиться, не
перегружая себя. Учащиеся должны знать упражнения для отдыха глаз,
упражнения для осанки, упражнения на концентрацию внимания, уметь
расслабляться.
- Психическое здоровье: эмоциональная удовлетворенность
школьника на уроках.
- Духовно – нравственное
здоровье: уровень
социализации: ответственность, организованность, доброжелательность,
открытость.
Работа учителей в
микрогруппах.
Выступление
представителей микрогрупп.
I. «Урок»
«Теоретики»:
Реализация идеи
здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости
организации динамических пауз на каждом уроке.
Продуктивны лишь
первые 15 минут урока. Именно в это время наиболее высока работоспособность
учеников.
Просидеть на уроке
40 минут довольно сложно не только первокласснику, но и взрослым школьникам.
Чтобы повысить эффект работы ученика на уроке, нужно после 20 минут, когда, по
наблюдениям исследователей, падает работоспособность, ухудшается внимание,
ослабляется память, проводить физминутку.
Традиционно
динамические паузы проводят в начальной школе, но они эффективны в любом
обучающем звене.
В младшем школьном
возрасте необходимо сочетать движения, рассчитанные на различные группы мышц, с
эмоциональным содержанием.
В старших классах
можно просто переключить деятельность или возможность подвигаться, подняться,
размяться. Такое занятие называется «Две минуты на шум».
Во время физминутки
рекомендуется предложить выполнение заданий «на скорость»: кто быстрее встанет,
кто медленнее сядет, кто быстрее 10 раз хлопнет, кто медленнее или кто быстрее
поднимет руки.
В работе с
учениками можно создать комическую ситуацию («Метод комических ситуаций на
уроке»). Учитель пишет на доске предложение, заведомо содержащее ошибку. Например:
- Я подошел к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежала собака. Возникает
шум и смех, возбуждение – нормальная реакция учеников, позволяющая им
расслабиться, отдохнуть, дающая эмоциональный разряд и заставляющая более
внимательно относиться к выполнению заданий.
Вместе с учениками
предложение разбирается, объясняется допущенная ошибка.
Метод комических
ситуаций может широко применяться на уроках по разным предметам как психологическая
пауза, разрядка.
«Аналитики» - анализ анкеты 3 (вопросы 6,7), анкеты 4 (вопросы
3,4).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:(озвучивают
методисты-технологи)
Учителем на
уроке должен осуществляться контроль осанки учащихся, проводиться смена
видов деятельности.
Должен
учитываться индивидуальный темп и стиль учебной деятельности школьников.
Нужно
создавать для учеников ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения.
Необходимо
следить за освещенностью рабочего места школьника.
Проводить
физминутки.
Согласовывать
сроки изучения сложных тем, проведения контрольных работ с учителями-предметниками,
работающими в классе.
II. «Перемена»
«Теоретики»
Продолжительность
перемен между уроками для учащихся школ составляет не менее 10 минут; больших
перемен (после 2 или 3 уроков) – 40 минут. Вместо одной большой перемены
допускается после 2-го и 3-го уроков устраивать две перемены по 20 минут
каждая.
Перемены необходимо
проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.
При проведении
ежедневно динамических пауз разрешается удлинять большую перемену до 45 минут,
из которых не менее 30 минут отводится на организацию активных видов
деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале.
«Аналитики»- анализ анкеты 3 (вопросы 8,9,10), анкеты 4
(вопрос5).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:(озвучивают
методисты-технологи)
Учителям начальных
классов и учителям-предметникам не задерживать учащихся после звонка.
Проветривание
классных комнат на перемене.
Во время перемен
горячие завтраки.
Использовать
спортзал или комнату для игр, по желанию установить теннисный стол, шахматы,
шашки и другие игры.
Активизировать
работу радиоузла, прослушивать тихую спокойную музыку.
В коридоре
установить скамейки для отдыха учащихся.
Рекомендовать
проводить на перемене занятия, комплексные упражнения с учащимися, которые имеют
определенные заболевания.
III. «Домашнее задание»
«Теоретики»
Что такое домашняя
учебная работа? Это самостоятельная работа учащихся, требующая от них большой
организованности, умений и навыков умственного труда. Перед домашней учебной
работой ребенок должен отдохнуть.
Время начала и
окончания работы над домашними заданиями должно быть строго ограничено, чтобы
ребенок организованно включался в работу, проявлял в ней достаточное
прилежание. Время для выполнения уроков надо выбирать самое продуктивное (с
учетом колебания умственной работоспособности): утром – с 9:00 до 11:30 (2
смена), а вечером – с 15:00 до 17:30 (1 смена), это время строго фиксировать в
режиме дня и не допускать его срыва.
Продолжительность
приготовления домашних заданий должна соответствовать возрастным возможностям детей.
Для первоклассников домашнее задание по новым правилам не задается, для
второклассников время выполнения домашнего задания не должно быть более 1,5
часов, для учащихся 3х и 4х классов – не более 2 часов.
Через каждые 30-35 минут работы необходимо делать 10-15 – минутные перерывы для
отдыха и проветривания помещения.
Учителю необходимо
очень тщательно инструктировать ребят, как, когда и сколько им выполнять
задания. Задавать не просто «отселева доселева», а учить, как наилучшим
образом, в наиболее короткий срок выполнить работу, как преодолеть
встречающиеся трудности, на что обратить внимание. При этом не следует забывать
о том, что домашнее задание на выходной день в случае совпадения уроков
(суббота - понедельник) не задается.
Очень важно учить
ребенка работать сосредоточенно, не отвлекаясь и не засиживаясь за уроками
больше положенного времени. Наблюдения показывают, что дети, долго сидящие за
приготовлением уроков, как правило, плохо учатся, переутомлены, физически
ослаблены. У них не остается времени для прогулок.
В целях правильной организации выполнения домашнего
задания следует проводить инструктаж для родителей по организации домашней
работы и контролю за ее выполнением.
Помощь и контроль взрослых должны быть направлены на
воспитание у детей самостоятельности, самоконтроля и чувства ответственности за
порученное дело. Помощь взрослых должна выражаться также и в создании
надлежащих условий для работы детей дома, в организации их рабочего места.
«Аналитики» - анализ анкеты 3 (вопросы 11-16), 2 (вопрос
6).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
(озвучивают методисты-технологи)
В целях устранения
перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания:
Руководствоваться
временными рамками, установленными СанПИНом. С этой целью координировать объем
домашнего задания с другими учителями-предметниками.
Предупреждать
излишнее увеличение объема домашнего задания, которое может привести к
перегрузке учащихся. С этой целью избегать:
а) заданий,
рассчитанных лишь на механическую работу, нетворческого характера.
б) громоздких
заданий, отнимающих много времени (Д/з не должны превышать 1/3 классной
работы).
в) рассчитывать
только на те ЗуНы, которыми ученик реально владеет.
г) не переоценивать
способностей учащихся работать в ускоренном темпе.
д) не давать
заданий, о порядке и приемах, выполнения которых у учащихся нет ясных
представлений.
е) следовать
главной тенденции современной школы – доводить объем домашнего задания до
разумного минимума путем максимального использования учебного времени на уроке.
IV. «Здоровье учителя»
«Теоретики»
- Работа учителя характеризуется
постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным
напряжением, дистрессами.
- Проблема здоровья педагогов
имеет определённую специфику. Какое отношение педагога к своему здоровью?
Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни?
- Нездоровый учитель не может
обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход.
Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников,
так как в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие
психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления
синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье
учащихся.
- Предупредить болезнь – всегда
легче, чем её потом лечить. Профессиональных деформаций, «выгорания»,
стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных
усилий.
«Аналитики»
Обсудите в группе
следующие вопросы:
·
С какими
трудностями при взаимодействии с учащимися в нашей школе вы сталкиваетесь?
·
С какими
трудностями Вы сталкиваетесь в ролевых отношениях с коллегами по работе?
·
С
какими трудностями Вы сталкиваетесь при взаимодействии с родителями?
·
Какие
корпоративные меры, на Ваш взгляд, можно предпринять для улучшения
физического, психического и социального здоровья учителя. Представьте правила
здорового учителя.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
(озвучивают методисты-технологи)
Тест «Мое здоровье»
1. У меня часто плохой аппетит
2. После нескольких часов работы у
меня болит голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным,
иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают
серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней находиться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом и
физическими упражнениями
6. Последнее время прибавил в весе
7. У меня часто кружится голова
8. В настоящее время я курю
9. В детстве перенес серьезные
болезни
10.У меня плохой сон и неприятные
ощущения утром после пробуждения
Ключ
За каждый «Да»
поставьте по баллу и суммируйте
Результат
1-2 балла. Несмотря
на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Не оставляйте
усилий по сохранению своего здоровья.
3 – 6 баллов. Ваше
отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы
его растратили основательно.
7 -10 баллов как вы
умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии
ходить и работать. Вам немедленно надо менять свои привычки.
Мы предлагаем вашему вниманию правила здорового учителя.
•
Спокойствие, только спокойствие!
• Относитесь с юмором к себе и ситуации.
• Отправляйся домой только с дамской сумочкой!
Всю работу делай только на работе!
• Помни, принцип здорового эгоизма:
«Возлюби себя прежде, чем возлюбить
ближнего».
Будь
оптимистом!
• Здоровый сон – важное условие твоего
здоровья.
Помни: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в
семье и на работе.
Так будьте здоровы и всегда
помните слова Сократа:
«Здоровье не все, но всё без здоровья -
ничто».
|